Критерии аккредитации органа по сертификации

в Российской национальной системе аккредитации

Пояснения п.п. 14.11 - 14.16

В данном документе содержатся пояснения по каждому из критериев аккредитации органа по сертификации. Пояснения представлены для критериев, определенных в Приказе № 326 от 30 мая 2014 г. Министерства Экономического Развития Российской Федерации. «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

Брошюра будет полезна специалистам органов по сертификации, отвечающим за получение аккредитации. Документ включает в себя 62 страницы.

п.п. 14.11 Критериев аккредитации:

наличие правил выполнения работ по сертификации, включающих:

а) описание схем сертификации;

Пояснения:

Описание схем сертификации можно представить в отдельном документе. Его необходимо утвердить. Утверждение осуществляет руководитель органа по сертификации. Основой для разработки описаний схем сертификации могут служить нормативные документы.

Для органов по сертификации продукции:

  • ГОСТ Р 53603-2009 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации»;
  • «Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза».

Для органов по сертификации систем менеджмента:

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента».

Для органов по сертификации персонала:

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2011 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала».

б) правила подачи и рассмотрения заявок на сертификацию, в том числе правила выбора схемы сертификации;

Пояснения:

Правила подачи и рассмотрения заявок могут быть представлены в отдельном документе или входить в руководство по качеству.

Требование по разработке правил подачи и рассмотрения заявок относится ко всем видам органов по сертификации. Требование по разработке правил выбора схемы сертификации относится только к органам по сертификации продукции.

При разработке правил выбора схем сертификации можно использовать в качестве основы:

  • ГОСТ Р 53603-2009 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации»;
  • «Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза».

в) правила проведения оценки объектов подтверждения соответствия;

Пояснения:

Требование данного критерия связано с разработкой общего порядка проведения оценки соответствия.

Для органа по сертификации продукции в этот порядок входят действия по отбору образцов, анализу и обработке документов заявителя, передаче образцов на испытания, получение результатов, подготовку экспертных заключений и пр.

Для органа по сертификации систем менеджмента в этот порядок входят такие действия как получение документации от заявителя, формирование плана и программы аудита, выбор экспертов, проведение аудита, составление отчета и т.п.

Для органа по сертификации персонала к действиям по оценке соответствия относятся: проверка документов аттестуемого персонала, формирование аттестационной комиссии, проведение аттестации, проверка результатов аттестации, подготовка итоговых ведомостей и т.п.

Порядок проведения оценки соответствия может быть представлен в отдельной процедуре или в картах процессов органа по сертификации.

Для разработки правил проведения оценки объектов подтверждения соответствия могут применяться:

  • ГОСТ 31892-2012 «Система оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза. Основные положения»;
  • РД РСС 01-2004 «Правила и порядок проведения работ по сертификации».

г) правила проведения анализа результатов работ по сертификации;

Пояснения:

Данный критерий включает в себя две составляющих:

  • проведение анализа результатов работ по каждому конкретному объекту сертификации (оперативный анализ);
  • проведение анализа результатов работ по сертификации за определенный период времени (стратегический анализ).

Правила проведения оперативного анализа могут быть включены составной частью в порядок проведения оценки соответствия (см. п.п. 14.11 (в)).

Правила проведения стратегического анализа работ по сертификации относятся к вопросам анализа работы системы менеджмента качества со стороны руководства. Реализацию данного требования необходимо представить в процедуре анализа системы менеджмента качества со стороны руководства (см. раздел «Анализ смк со стороны руководства»).

Требования данного критерия связаны с п.п. 14.14 (б).

д) правила принятия решений в рамках проведения работ по сертификации;

Пояснения:

В руководстве по качеству или отдельной процедуре по проведению сертификации необходимо представить критерии принятия положительного или отрицательного заключения по результатам проведения работ или их отдельных этапов. Такие критерии необходимо установить для ключевых точек процесса сертификации. Например, одной из ключевых точек является предоставление комплекта документов со стороны заявителя. Для проверки документов должны быть установлены критерии, на основании которых экспертом принимается решение продолжить процесс сертификации или отказать заявителю в сертификации. Критерии должны быть однозначными и не противоречить друг другу.

е) правила проведения аудита системы менеджмента заявителя (в случае если это предусмотрено схемой сертификации);

Пояснения:

Для органов по сертификации продукции правила проведения аудита системы менеджмента могут быть представлены в руководстве по качеству. Часто орган по сертификации продукции самостоятельно не проводит аудит систем менеджмента. Для этих целей может привлекаться орган по сертификации систем менеджмента. Правила проведения аудита в этом случае будут включать: выбор органа по сертификации систем менеджмента, контроль его работы, получение результатов, анализ результатов аудита системы менеджмента заявителя.

Для органа по сертификации систем менеджмента правила проведения аудита лучше представить в отдельной процедуре. Она будет относиться к требованиям п.п. 14.11 (в). Правила проведения аудита системы менеджмента включают в себя такие действия как: формирование документации аудита (план аудита, программа аудита, вопросник и т.п.), формирование команды аудиторов, проведение аудита, оформление результатов аудита (листов несоответствия, отчета по аудиту) и т.п.

ж) правила предоставления заявителю результатов работ по подтверждению соответствия;

Пояснения:

Данные правила могут быть представлены в руководстве по качеству или отдельной процедуре. Они должны предусматривать действия для двух вариантов: положительных результатов подтверждения соответствия и отрицательных результатов подтверждения соответствия.

Предоставление заявителю результатов работ должно включать:

  • выдачу сертификата или заключения с отрицательными результатами;
  • возврат документации заявителю (если предусмотрено условиями сертификации);
  • возврат образцов (если предусмотрено условиями сертификации или в случае отказа в сертификации).

В составе данных правил необходимо описать порядок обращения с собственностью заявителя.

Порядок должен включать:

  • обеспечение сохранности собственности заявителя;
  • защиту от повреждений;
  • защиту от несанкционированного использования.

К собственности заявителя относятся:

  • документы, предоставляемые для сертификации;
  • информация на различных типах носителей;
  • образцы продукции и т.п.

з) правила проведения инспекционного контроля (в случае если инспекционный контроль предусмотрен схемой сертификации);

Пояснения:

Требования данного критерия относятся к органам по сертификации продукции и органам по сертификации систем менеджмента.

Для органа по сертификации продукции:

Основные действия по проведению инспекционного контроля включают в себя: сбор информации о сертифицированной продукции, подготовка программы инспекционного контроля, формирование экспертной группы, проведение инспекционной проверки производства, подготовка результатов и принятие решений. Эти действия необходимо более подробно представить в руководстве по качеству или отдельной процедуре. В качестве основы для разработки правил проведения инспекционного контроля можно использовать нормативные документы. Например, ГОСТ 31815 – 2012 «Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации».

Для органов по сертификации систем менеджмента:

Под инспекционным контролем в данном случае понимаются надзорные аудиты. Они проводятся аналогично сертификационным аудитам, но объем проверки меньше. Создавать отдельный раздел в руководстве по качеству или отельную процедуру в этом случае нецелесообразно. Проведение инспекционного контроля со стороны органа по сертификации систем менеджмента осуществляется аналогично п.п. 14.11 (е).

Для справки можно использовать положения стандарта ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» или его международный аналог.

и) правила рассмотрения жалоб и апелляций на решения, принятые органом по сертификации, включающие в том числе порядок направления ответов по итогам рассмотрения жалоб;

Пояснения:

Правила рассмотрения жалоб и апелляций лучше представить отдельным документом. Правила должны быть утверждены и подписаны руководителем органа по сертификации. Данный пункт критериев связан с п.п. 14.9 (г). Ответы на жалобы и апелляции необходимо регистрировать. Регистрация должна осуществляться в соответствии с правилами управления исходящей корреспонденцией.

к) правила осуществления контроля за использованием сертификатов соответствия, знаков соответствия и других средств подтверждения прохождения сертификации;

Пояснения:

Данные правила лучше представить отдельным документом. Правила контроля должны быть подписаны и утверждены руководителем органа по сертификации. Правила контроля за использованием сертификатов и знаков соответствия необходимо выдавать заявителю вместе с сертификатом соответствия. Заявитель должен быть ознакомлен с правилами применения сертификатов и знаков соответствия «под роспись».

л) правила уведомления заявителей на проведение работ по подтверждению соответствия о внесении изменений в схемы сертификации, оказывающих влияние на соответствие объектов подтверждения соответствия установленным требованиям, а также правила устранения несоответствий;

Пояснения:

Данный критерий включает два требования:

  • заявитель должен быть информирован об изменениях в схемах сертификации;
  • заявитель должен быть информирован о порядке устранения несоответствий (если таковые обнаружены у заявителя по ходу сертификации).

Для реализации этих требований орган по сертификации должен разработать порядок действий.

Первый порядок действий определяет как направить информацию заявителю об изменениях схем сертификации и как получить от заявителя подтверждение об ознакомлении с изменениями.

Второй порядок определяет как заявитель будет информировать орган по сертификации об исправлении несоответствий.

Порядок действий может быть представлен в руководстве по качеству или в отдельных процедурах.

п.п. 14.12 Критериев аккредитации:

наличие правил, направленных на обеспечение выполнения заявителями на проведение работ по подтверждению соответствия следующих условий:

а) выполнение установленных требований к объектам подтверждения соответствия, прошедшим сертификацию, а также требований к проведению работ по сертификации;

Пояснения:

Данное требование говорит о том, что органу по сертификации необходимо разработать правила для заявителя.

Заявитель должен соблюдать эти правила:

  • в ходе проведения работ по сертификации;
  • после получения сертификата.

Первая группа правил – это правила, определяющие порядок взаимодействия органа по сертификации и заявителя в ходе сертификационных работ. Сюда относятся действия заявителя по оформлению заявки, выбору схемы подтверждения соответствия, отбору образцов, предоставлению информации об объекте сертификации и пр. Данные правила можно оформить в виде отдельного документа (Требования к заявителю). Это упростит прохождение аккредитации и будет более удобно для заявителя. Данный пункт повторяет требования критериев, указанных ранее (п.п. 14.11 (б), п.п. 14.11 (в), п.п. 14.11 (г), п.п. 14.11 (ж) п.п. 14.9 (д), п.п. 14.9 (з), п.п. 14.8 (а), п.п. 14.8 (б))

Вторая группа правил – это правила, определяющие порядок взаимодействия заявителя и органа по сертификации после завершения сертификации. Сюда относятся действия заявителя по контролю за параметрами объекта сертификации, соблюдение требований технических регламентов или других нормативных документов (на соответствие которым проводилась сертификация), предоставление органу по сертификации информации о жалобах потребителей на объект сертификации, предоставление информации об изменениях (в производстве, в управлении, в характеристиках), влияющих на объект сертификации. Данные правила, также могут быть оформлены в виде отдельного документа (Требования к заявителю).

б) принятие необходимых мер по контролю выполнения установленных требований к объектам подтверждения соответствия, рассмотрению жалоб;

Пояснения:

После получения сертификата заявитель обязан контролировать соответствие объекта сертификации нормативным требованиям, а в случае поступления жалоб на объект сертификации, рассматривать эти жалобы.

Чтобы заявитель выполнял эти требования, орган по сертификации должен указать их в составе обязанностей заявителя. Эти требования могут быть представлены в отдельном документе (Требования к заявителю).

в) предоставление в целях проведения работ по подтверждению соответствия копий документов по сертификации в соответствии с требованиями схем сертификации;

Пояснения:

Данное требование относится и к заявителю, и к органу по сертификации. В составе требований к заявителю необходимо указать, что он обязан предоставлять копии документов, которые необходимы для выбранной схемы сертификации.

В составе требований к органу по сертификации необходимо указать, что он обязать предоставлять копии документов, подтверждающих прохождение этапов сертификации.

Эти обязанности относятся к взаимоотношениям органа по сертификации и заявителя. Обязанности сторон (органа по сертификации и заявителя) могут быть представлены в отдельном документе (Требования к заявителю).

Еще одним важным моментом является проведение проверки органа по сертификации со стороны аккредитующей организации. Орган по сертификации должен информировать заявителей, что копии документов заявителей могут быть предоставлены аккредитующей организации для проведения проверок.

г) выполнение установленных требований, требований органа по сертификации или схем сертификации в отношении использования знаков соответствия, ссылок на сертификацию продукции в средствах массовой информации;

Пояснения:

Орган по сертификации должен разработать правила применения знака соответствия и предоставить эти правила заявителю. Необходимо, чтобы заявитель вместе с получением сертификата знакомился с данными правилами «под роспись».

В качестве основы для разработки правил могут применяться нормативные документы, например, ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования (с Изменениями N 1, 2, 3)».

д) регистрация жалоб, доведенных до сведения заявителя на проведение работ по подтверждению соответствия и касающихся выполнения требований к объектам подтверждения соответствия, в том числе установленным схемами сертификации, и предоставления их органу по сертификации по его запросу; принятие соответствующих мер в отношении таких жалоб и любых недостатков, обнаруженных в объектах подтверждения соответствия, которые влияют на соответствие требованиям к объектам подтверждения соответствия, в том числе установленным схемами сертификации, документирование предпринятых действий;

Пояснения:

Данное требование говорит о том, что заявитель должен регистрировать жалобы на объект сертификации, предоставлять эти жалобы органу по сертификации (по запросу) и документировать свои действия на поступившие жалобы.

Чтобы выполнить требования данного критерия аккредитации органу по сертификации необходимо указать мероприятия (регистрация жалоб, предоставление жалоб органу по сертификации, реагирование на жалобы) в составе требований к заявителю. Эти мероприятия могут быть указаны в отдельном документе (Требования к заявителю).

е) информирование органа по сертификации об изменениях, которые могут повлиять на выполнение требований к объектам подтверждения соответствия, в том числе установленным схемами сертификации;

Пояснения:

В составе требований, предъявляемых к заявителю, необходимо указать обязанность информировать орган по сертификации о всех изменениях (изменения в конструкции, структуре, свойствах и т.п.), связанных с объектом сертификации.

Данное требование может быть указано в отдельном документе (Требования к заявителю).

п.п. 14.13 Критериев аккредитации:

наличие правил разработки, внедрения и поддержания системы управления компетентностью работников органа по сертификации, участвующих в работах по подтверждению соответствия, содержащих в том числе:

а) критерии компетентности персонала для выполнения каждой функции;

Пояснения:

Для выполнения требований данного критерия необходимо разработать отдельную процедуру по управлению персоналом.

Критерии компетентности персонала представляют собой квалификационные требования. Они могут быть указаны в должностных инструкциях.

В процедуре управления персоналом необходимо установить порядок определения квалификационных требований к каждой из должностей органа по сертификации.

б) правила определения потребности в обучении работников органа по сертификации;

Пояснения:

Данные правила указываются в процедуре управления персоналом. Определение потребности в обучении персонала может осуществляться на плановой и внеплановой основе. Плановое определение потребности в обучении осуществляется на основании результатов аттестации и оценки персонала. Внеплановое определение потребности в обучении осуществляется по мере необходимости (для решения частных задач).

в) правила определения наличия у работников органа по сертификации необходимой компетентности в рамках должностных обязанностей и их ответственности;

Пояснения:

Требования данного критерия говорят о необходимости проведения аттестации или оценке персонала. Аттестацию или оценку персонала необходимо проводить на плановой основе. Порядок проведения аттестации персонала должен быть указан в процедуре управления персоналом.

г) правила уполномочивания персонала для осуществления отдельных функций;

Пояснения:

Существуют функции или задачи, которые напрямую не установлены в должностных инструкциях и положениях о подразделении. В такой ситуации назначение персонала для исполнения этих функций или задач должно осуществляться на основании приказа или распоряжения руководителя органа по сертификации. Приказ или распоряжение необходимо оформлять письменно. Данное правило можно указать в процедуре управления персоналом или в руководстве по качеству.

д) правила привлечения стажеров к выполнению работ по подтверждению соответствия;

Пояснения:

Привлечение стажеров к выполнению работ по сертификации является одним из элементов обучения и повышения квалификации (см. п.п. 14.13 (б), п.п. 14.13 (в)). В процедуре управления персоналом необходимо указать условия, при которых они могут привлекаться к таким работам. Условия должны включать: требования к базовой подготовке стажеров, требования к опыту работы, требования к подготовке наставника (руководителя), требования по контролю за работой стажера, виды работ, которые стажеры могут выполнять самостоятельно.

е) правила осуществления контроля за выполнением работниками органа по сертификации возложенных обязанностей;

Пояснения:

Выполнение данного требования предполагает несколько видов контроля:

  • контроль исполнения конкретного заказа на сертификацию (контроль исполнения всех этапов от получения заявки, до выдачи сертификата или отрицательного заключения);
  • контроль оперативной деятельности (контроль текущих вопросов по управлению органом по сертификации);
  • контроль исполнения обеспечивающих планов (планов обучения, закупок, договоров, планов качества и пр.).

Выделять мероприятия по контролю в отдельную процедуру по контролю нецелесообразно. Лучшим вариантом является «встраивание» действий по контролю в конкретный процесс.

В руководстве по качеству могут быть представлены только общие правила по контролю.

п.п. 14.14 Критериев аккредитации:

наличие механизма внутреннего контроля соблюдения требований системы менеджмента качества, предусматривающего:

а) установление правил проведения контроля соблюдения требований системы менеджмента качества (далее - внутренний аудит), проводимого органом по сертификации, включающих:

периодичность проведения внутреннего аудита;

программу проведения внутреннего аудита;

правила формирования документарного отчета по итогам внутреннего аудита, включающего в том числе сведения о мероприятиях, предпринимаемых в связи с выявлением работ по подтверждению соответствия, выполненных с нарушением установленных требований (далее - корректирующие мероприятия);

Пояснения:

Для выполнения требований данного критерия орган по сертификации должен разработать процедуру внутреннего аудита. В руководстве по качеству необходимо сделать ссылку на данную процедуру.

Более подробную информацию по данному вопросу см. раздел «Внутренние аудиты».

Пример процедуры см. «Процедура внутреннего аудита».

В качестве справочной информации можно использовать стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» или его международный аналог.

б) установление правил проведения анализа системы менеджмента качества, организуемого руководителем органа по сертификации или его заместителем, включающих:

наличие методики проведения анализа;

периодичность проведения анализа;

порядок формирования документарного отчета по итогам анализа, в том числе с указанием сведений о корректирующих мероприятиях;

Пояснения:

Для выполнения требований данного критерия орган по сертификации должен разработать процедуру проведения анализа СМК со стороны руководства. В руководстве по качеству необходимо сделать ссылку на данную процедуру. Требования данного критерия связаны с п.п. 14.11 (г).

Более подробную информацию по данному вопросу см. раздел «Анализ СМК со стороны руководства».

Пример процедуры см. «Процедура анализа СМК со стороны руководства».

п.п. 14.15 Критериев аккредитации:

наличие формы заявки, подаваемой заявителем, обращающимся за получением сертификата соответствия, в орган по сертификации;

Пояснения:

Форма заявки является одной из типовых форм документации органа по сертификации. Форму заявки необходимо включить в реестр типовых форм документации органа по сертификации. Для управления данной формой на ней необходимо предусмотреть проставление реквизитов версионности (номер редакции и дата введения в действие).

Форма заявки размещается на сайте органа по сертификации. В руководстве по качеству необходимо указать ответственного за обновление данной формы на сайте (в случае изменения).

В качестве основы можно использовать нормативный документ:

  • «Правила по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе".

п.п. 14.16 Критериев аккредитации:

наличие правил осуществления корректирующих мероприятий, устанавливающих:

а) систему анализа причин выполнения работ по подтверждению соответствия, выполненных с нарушением установленных требований;

б) процедуры выбора необходимых для устранения выявленных проблем корректирующих мероприятий;

в) анализ результативности корректирующих мероприятий.

Пояснения:

Для выполнения требований данного критерия орган по сертификации должен разработать процедуру проведения корректирующих действий. В руководстве по качеству необходимо сделать ссылку на данную процедуру.

Более подробную информацию по данному вопросу см. раздел «Корректирующие действия».

Пример процедуры см. «Пример процедуры корректирующих действий».

Дополнительно по данному пункту может потребоваться разработать процедуру предупреждающих действий.

Более подробную информацию по данному вопросу см. раздел «Предупреждающие действия».

Пример процедуры см. «Пример процедуры предупреждающих действий».