Премия Болдриджа

Национальная награда за качество США – премия Болдриджа, была учреждена в 1987 году. Цель данной премии заключается в развитии конкурентоспособности американских компаний за счет повышения качества продукции и услуг. Первоначально эта премия присуждалась только производственным компаниям и компаниям сферы услуг.

В 1999 году область применения расширилась за счет организаций здравоохранения и образования, а с 2005 г. премия стала присуждаться некоммерческим и правительственным организациям.

Премия Болдриджа имеет несколько номинаций, зависящих от сферы деятельности организации:

  • премия для производственных предприятий, организаций сферы услуг и малого бизнеса, некоммерческих и правительственных организаций;
  • премия для организаций здравоохранения;
  • премия для организаций сферы образования.

Премия присуждается на основании оценки деятельности по определенному набору критериев. Критерии сгруппированы по семи категориям.

Для всех номинаций названия этих категорий одинаковые:

  1. Руководство.
  2. Стратегическое планирование.
  3. Ориентация на потребителя.
  4. Измерение, анализ и управление знаниями.
  5. Ориентация на персонал.
  6. Ориентация на процессы.
  7. Результаты.

И дополнительная категория, которая не содержит критерии, а дает общую информацию об организации – Профиль организации.

Схема взаимосвязи критериев представлена на рисунке.

Премия Балдриджа

Содержание категорий премии Болдриджа следующее:

  • профиль организации. В этой категории кратко представляется сфера деятельности, описание взаимодействия с потребителями, поставщиками, партнерами и всеми заинтересованными сторонами. Профиль организации детализирует состав продукции или услуг, организационную культуру, состав персонала, основные технологии, оборудование, оргструктуру, систему управления и сегменты работы.
  • руководство. Критерии из этой категории рассматривают, как высшее руководство организации осуществляет управление. Здесь также представляется информация о системе управления и реализации нормативных и законодательных требований.
  • стратегическое планирование. Критерии из этой категории оценивают, каким образом осуществляется постановка стратегических целей и разработка планов по их достижению, как осуществляется выбор целей, детализация планов и их изменение при необходимости, а также, каким образом осуществляется контроль исполнения планов и достижения целей.
  • ориентация на потребителя. Здесь критерии премии Болджриджа описывают, каким образом организация определяет требования, ожидания и предпочтения потребителей и рынка. Также, указывается, каким образом выстраиваются взаимодействия с потребителями, определяются ключевые факторы удовлетворенности, повышения лояльности и удержания потребителей.
  • измерение, анализ и управление знаниями. Критерии из этой категории представляют, каким образом организация выявляет необходимые данные, собирает и анализирует их, как эти данные помогают улучшать работу, как осуществляется управление информацией и знаниями.
  • ориентация на персонал. Критерии из этой категории оценивают, каким образом в организации действует система развития персонала. Оценивается системность обучения и мотивации, возможности по реализации навыков, знаний и опыта сотрудников для достижения целей организации. Также, в этой категории проверяется, какие усилия прикладывает организация для создания благоприятного климата в коллективе и хороших условий работы.
  • ориентация на процессы. Критерии из этой категории оценивают ключевые аспекты управления процессами, включая процессы производства продукции, предоставления услуг, обеспечивающие и вспомогательные процессы. В этом разделе представляют все процессы и все виды работ организации.
  • результаты. В этой категории критерии премии Болдриджа оценивают результаты, достигнутые организацией по улучшению ключевых областей деятельности – производство продукции и предоставление услуг, удовлетворение потребителей, финансовые и рыночные позиции, управление человеческими ресурсами, социальную ответственность.

Для разных номинаций критерии премии имеют некоторые различия.

Более подробный состав критериев по номинациям можно посмотреть на сайте премии Болдриджа:

  • критерии для производственных предприятий, организаций сферы услуг и малого бизнеса, некоммерческих и правительственных организаций;
  • критерии для организаций здравоохранения;
  • критерии для организаций сферы образования.

Критерии премии Болдриджа помогают организациям повышать ценность продукта или услуги предоставляемой потребителю. Критерии сформулированы таким образом, что они не дают инструкций по их выполнению. Это позволяет по-разному подходить к совершенствованию деятельности. В результате каждая организация может разработать свой подход к выполнению критериев премии.

Участвовать в номинации на премию Болдриджа может любая организация, работающая в США или имеющая представительство в США. Для участия в премии компания должна подготовить заявку и предоставить ее в оргкомитет премии. Заявка готовится методом самооценки. Самооценка проводится по всем семи категориям критериев премии. Оргкомитет премии отбирает несколько лучших заявок по каждой из номинаций. После этого команда экспертов оргкомитета выезжает на предприятия для подтверждения результатов самооценки. По результатам проверки предприятий выбирается лучшая организация, которая становится лауреатом премии в соответствующей номинации.