Премии по качеству

Премия по качеству – это конкурс, проводимый с целью выявить организацию, которая наилучшим образом, по сравнению с другими организациями участниками конкурса, обеспечивает качество производимых товаров, предоставление услуг или выполнение каких-либо работ.

При участии в этом конкурсе организации оцениваются по некоторому набору критериев, на основании которых происходит сравнение и выбор лучшей из них для номинирования на премию.

С материальной точки зрения премия по качеству напрямую ничего не дает. Это не денежная премия, а своеобразный брэнд - знак отличия организации. Поэтому, для многих организаций самой важной причиной участия в конкурсе является известность и публичность, которую может принести победа.

Участие в премии в области качества требует от организаций большого количества усилий и ресурсов. Для того чтобы победить в конкурсе, необходимо максимально соответствовать всем критериям премии по качеству. А для этого требуется применять различные методы, инструменты и технологии улучшения качества.

Премии по качеству создавались во многих странах мира с одной целью - стимулировать организации выпускать более качественную продукцию. С развитием конкуренции на мировых рынках, многие страны осознали, что качество продукции без обеспечения качества управления, качества постановки целей и качества их реализации достигнуть невозможно.

На сегодняшний день существуют премии в области качества, различающиеся по уровням локализации и сферам профессиональной деятельности:

  • Международные;
  • Национальные;
  • Региональные;
  • Премии уровня профессиональных союзов;
  • Премии крупных компаний (применяются для поставщиков).

Примерами таких премий являются:

  • европейская награда за качество (награда EFQM за совершенство) – эта награда была учреждена 14 крупными европейскими компаниями в 1988 году. Цель создания европейской премии по качеству - повышение конкурентоспособности европейских компаний, за счет всестороннего улучшения деятельности. В 1991 году европейская награда за качество была изменена. На ее основе разработана модель совершенствования EFQM.
  • золотая награда за качество стран Азиатско-Тихоокеанского региона – эта премия в области качества учреждена национальными организациями по качеству стран Азии и Тихоокеанского региона в 1985 году. Цель учреждения премии по качеству – стимулировать компании Азиатско-Тихоокеанского региона к совершенствованию качества и повышение их конкурентоспособности на мировых рынках.
  • премия Деминга – это одна из самых престижных и известных премий в области качества. Она учреждена в Японии в 1951 г. Получила международный статус в 1984 г. Особенность этой премии заключается в том, что она присуждается организации только в том случае, если созданная и применяемая система качества соответствует типу и размеру этой организации.
  • национальная награда за качество Мэлкона Болдриджа – присуждается только американским компаниям (или имеющим представительство в США) за достижения в области качества. Учреждена в 1987 году Национальным институтом стандартов и технологий США.
  • национальная награда за качество Великобритании – учреждена в 1994 году Британским общество по качеству.
  • награда за качество военно-воздушных сил – присуждается компаниям США, которые работают по заказам ВВС США.
  • премия по качеству пивоваренных заводов Германии – учреждена сельскохозяйственным обществом Германии. Присуждается предприятиям, участвующим в цепочке производства пива от сельхозпроизводства до переработки.

На сегодняшний день в мире существует большое количество различных премий по качеству. Указанные выше примеры являются только их малой частью.

В России, также существуют свои премии по качеству. Национальной премией является премия правительства РФ в области качества. Она учреждена в 1996 году. Цель проведения конкурса в рамках этой премии – улучшение качества менеджмента отечественных организаций и повышение их конкурентоспособности.

Все эти премии по качеству учреждаются с целью систематизировать и структурировать менеджмент компаний на основе философии качества, чтобы в результате повысить конкурентоспособность и производительность бизнеса как внутри страны, так и на мировом рынке.