Система менеджмента качества

Система менеджмента качества это часть системы управления организации, которая ориентирована на достижение результатов, основанных на целях качества, удовлетворении нужд и ожиданий ее заказчиков.

Система менеджмента качества позволяет создать такую взаимосвязь организационных элементов, процессов, документов и ресурсов организации, за счет которой организация сможет выполнять правильные действия для создания качественной продукции или услуг.

Внедрение системы менеджмента качества

Для начала разработки и внедрения системы менеджмента качества необходимо, как минимум, два условия:

  • воля и желание руководителя организации обеспечить административную поддержку работ;
  • люди, знающие, что такое ИСО 9000.

Когда эти условия выполнены, можно переходить к первому шагу построения системы качества – определению области действия системы менеджмента качества.

Действие системы менеджмента качества должно распространяться на деятельность по выпуску видов продукции или предоставление услуг организации. Если организация осуществляет выпуск нескольких видов продукции или услуг, то система менеджмента качества может распространяться на все виды или только на их часть. Выпуск продукции означает не только производство изделий, но и разработку проектов, осуществление посреднической деятельности, закупку и поставку товаров и пр.

Подробно о внедрении системы менеджмента качества.

ИСО 9000

ИСО 9000 – это стандарты. Стандарты на систему управления качеством предприятия. Стандарты именно, на систему управления, а не на качество продукции или услуги. Эти стандарты разработаны Международной организацией по стандартизации - ISO (the International Organization for Standardization).

Стандартов несколько. Они представляют собой серию взаимодополняющих стандартов:

  • ИСО 9000:2005 (ISO 9000:2005) "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь" — это стандарт, определяющий терминологию системы менеджмента качества (СМК), а также принципы, на которых базируется СМК. Предыдущая версия стандарта была выпущена в 2000 г. (ИСО 9000:2000). Значительных изменений версия 2005 года не претерпела. По сравнению с версией 2000 г. незначительно расширена терминология системы менеджмента качества.
  • ИСО 9001:2008 (ISO 9001:2008) "Система менеджмента качества. Требования" — устанавливает требования, которым должна соответствовать система менеджмента качества организации. Предыдущая версия стандарта была выпущена в 2000 г. (ИСО 9001:2000). Значительных изменений версия 2008 г. не претерпела. По сравнению с версией 2000 г. внесены уточнения отдельных требований и стилистические правки.
  • ИСО 9004:2009 (ISO 9004:2009) "Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход с позиции менеджмента качества" – определяет возможности организации по совершенствованию системы менеджмента качества.

Российскими аналогами международных стандартов являются:

  • ГОСТ ISO 9000:2011 – аналог ISO 9000:2005. Данный стандарт вводится с 01.01.2013
  • ГОСТ ISO 9001:2011 – аналог ISO 9001:2008. Вводится в действие с 01.01.2013
  • ГОСТ Р ИСО 9004:2010 – аналог ИСО 9004:2009. Вводится в действие с 01.06.2010

Указанные стандарты являются полными аналогами международных стандартов. Предыдущие версии этих стандартов ГОСТ Р ИСО 9000:2008; ГОСТ Р ИСО 9001:2008; ГОСТ Р ИСО 9004:2001 являлись аутентичным переводом международных стандартов.

Подробно по стандартам ИСО серии 9000

Сертификация по ИСО 9000

Сертификация предприятий проводится по стандарту ISO 9001:2008. С момента введения в действие новой редакции стандарта (ISO 9001:2008) сертификация по предыдущей версии (ISO 9001:2000) прекращается. Аналогичное правило действует и для стандартов ГОСТ Р. С момента введения в действие стандарта ГОСТ ISO 9001:2011 сертификация по ГОСТ Р ИСО 9001:2008 прекращается.

Сертификацию осуществляет независимая организация – орган по сертификации, который аккредитован в той или иной системе сертификации, имеет право на проведение сертификационных аудитов и оформление сертификатов.

Для предприятия, работающего на внутреннем (Российском) рынке, сертификацию необходимо проводить в Российском органе по сертификации (для престижа, можно пройти сертификацию в международном органе по сертификации). В том случае, когда предприятие работает и с Российскими, и с иностранными партнерами предприятию потребуется проходить сертификацию в двух органах по сертификации – Российском и международном. Это связано с тем, что Россия не является участником международной организации IAF MLA (International Accreditation Forum – международный форум по аккредитации). Сертификаты, выдаваемые Российскими органами по сертификации на соответствие стандарту ГОСТ ISO 9001:2011, не имеют признания на международном уровне.

Подробно по сертификации систем качества.

Участники проекта по системе менеджмента качества

Организация (Заказчик) – разрабатывает и внедряет систему качества. Организация является самым заинтересованным участником в подготовке и сертификации системы менеджмента качества.

Обучающая компания - осуществляет подготовку персонала по вопросам менеджмента качества, разъясняет требования стандарта и готовит персонал организации к самостоятельному внедрению СМК.

Консультирующая компания (консультант) – компания, которую привлекает организация (Заказчик) если она по каким-либо причинам не в состоянии самостоятельно внедрить СМК. Консультирующая компания (консультант) может привлекаться на любых этапах построения СМК.

Орган по сертификации - организация, аккредитованная для проведения сертификации систем менеджмента качества на соответствие стандарту ISO 9001:2008 (ГОСТ ISO 9001:2011).

Роли обучающей компании и консультирующей компании (консультанта) могут совмещаться - это может быть одна и та же компания.

Орган по сертификации может проводить обучение, однако он не имеет права консультировать (подготавливать к сертификации).