Управление несоответствующей продукцией. Пример

1. Назначение

Настоящая документированная процедура предназначена для выявления, идентификации, документирования, определения причин и реагирования на несоответствия, возникающие в ходе работы организации.

2. Область применения

Требования данной процедуры распространяются на несоответствия, возникающие в процессах, продукции и услугах организации. Положения процедуры обязательны для исполнения всеми подразделениями и должностными лицами организации.

3. Нормативные ссылки, сокращения, обозначения, термины и определения

Состав применяемых сокращений, обозначений, терминов и определений приводится в последующих подразделах.

3.1 Нормативные ссылки

ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015 – «Система менеджмента качества. Требования».

ГОСТ Р ИСО 9000 – 2015 – «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».

ГОСТ Р 7.0.8-2013 – «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

ДП - 01 – «Управление документированной информацией».

ДП - 04 – «Корректирующие действия».

ДП - 06 – «Внутренние аудиты».

3.2 Сокращения

ГД - генеральный директор;

ДП - документированная процедура;

СМК - система менеджмента качества;

ТЗ - техническое задание.

3.3 Обозначения

Значки

3.4 Термины и определения

Документированная информация - структурированная информация, зафиксированная на носителе (ГОСТ Р 7.0.8-2013).

Несоответствие – невыполнение требования (ГОСТ Р ИСО 9000-2015).

Коррекция - действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (ГОСТ Р ИСО 9000-2015).

Корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения (ГОСТ Р ИСО 9000 – 2015).

4. Описание процесса

Целью управления несоответствиями является не допустить предоставление заказчикам и потребителям (внешним или внутренним) продукции, работ или услуг, несоответствующих требованиям.

В качестве несоответствий рассматриваются только отступления от документально установленных требований:

  • для процессов – требования должны быть установлены в документированных процедурах, картах процессов, технологических картах;
  • для продукции (производимой или закупаемой) – требования должны быть установлены в спецификации, проектной документации (чертежи, рабочая документация, пояснительная записка и т.п.);
  • для работ и услуг – требования должны быть установлены в техническом задании, спецификации услуги, договоре.

Любые изменения в продукции, процессах, работах или услугах, для которых нет документально установленных требований, рассматриваются как возможности для улучшения.

4.1 Виды несоответствий

Несоответствия подразделяются на два вида:

  • незначительные несоответствия;
  • серьезные несоответствия;

Классификация несоответствий по видам представлена в таблице.

Объект несоответствия

Незначительные несоответствия

Серьезные несоответствия

процесс

разовое отступление от порядка выполнения процесса.

пропуск операции процесса;

выполнение операции процесса сотрудником недостаточной квалификации;

применение оборудования (оснастки, инструмента, вспомогательных средств) не предусмотренных документацией или неисправных;

нарушение условий внешней среды, установленной для процесса.

продукция

выход второстепенных характеристик продукции за пределы поля допуска.

выход критически важных характеристик продукции за пределы поля допуска;

количество продукции значительно выше (ниже) установленной в документации нормы.

работа/услуга

результаты работы (услуги) на границе установленных требований.

недостаточная квалификация сотрудника;

превышение времени предоставления услуги (выполнения работы);

отсутствие результата услуги (работы);

результаты работы (услуги) ниже установленных требований.

4.2 Характеристики процесса

Владелец процесса: менеджер по качеству.

Критерий результативности процесса: несоответствия выявлены и устранены.

Метод обеспечения результативности процесса: контроль качества процессов, продукции, работ (услуг).

Показатели процесса:

Контролируемые показатели процесса

Периодичность мониторинга

Кто осуществляет мониторинг

количество несоответствий

ежемесячно

менеджер по качеству

5. Порядок управления несоответствиями

Управление всеми видами несоответствий осуществляется по единой схеме.

Порядок действий по управлению несоответствиями представлен на схеме 1.

 

Схема процесса

...

Полную версию процедуры "Управление несоответствиями" можно приобрести в интернет-магазине "Менеджмент качества".

Процедура "Управление несоответствиями"

В соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015) организация должна управлять продукцией и другими результатами своей деятельности, которые имеют отклонения от исходных требований. Такие отклонения называются несоответствиями.

Данная процедура позволяет реализовать все требования п.п. 8.7 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015) по управлению несоответствиями.

В процедуре представлен порядок регистрации несоответствий, порядок выполнения мероприятий по управлению несоответствиями, состав документов процесса, риски и возможности, связанные с данным процессом.

Процедура является унифицированной и может применять в организациях различных видов деятельности и с различной численностью персонала.