Менеджмент качества в нефтегазовой отрасли

Для нефтегазовой отрасли в 2003 г. был разработан и опубликован международный стандарт ISO/TS 29001. Он предназначен для применения производителями, поставщиками услуг, продавцами и поставщиками оборудования и материалов в нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности. Стандарт представляет собой техническую спецификацию, выполняя требования которой эти организации могут разработать и внедрить систему менеджмента качества, учитывающую особенности работы нефтегазовой отрасли. Стандарт явился результатом сотрудничества технического комитета 67 ISO (Materials, equipment and offshore structures for petroleum, petrochemical and natural gas industries – Материалы, оборудование и морские сооружения для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности) и API (American Petroleum Institute – Американского института нефти).

В 2020 году была опубликована четвертая редакция данного стандарта - ISO 29001:2020 «Petroleum, petrochemical and natural gas industries. Sector-specific quality management systems. Requirements for product and service supply organizations» – Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и услуги. Стандарт может применяться для сертификации компаний, работающих в нефтегазовой отрасли.

ISO 29001 основывается на требованиях ISO 9001, а также включает в себя добавочные требования по проектированию, разработке, производству, установке и обслуживанию. Добавочные требования направлены на предотвращение дефектов и снижение отклонений и потерь от работы поставщиков товаров и услуг. Также за счет этих специфических требований обеспечивается согласованность действий организаций, работающих в нефтегазовой отрасли, и повышаются гарантии качества поставок товаров и услуг. Эти требования представлены в стандарте отдельно в дополнительных разделах.

В ряде стран были приняты национальные стандарты на основе ISO/TS 29001:2010 (третья редакция):

  • ABNT NBR ISO TS 29001:2010 «INDUSTRIAS DO PETROLEO, GAS NATURAL E PETROQUIMICA. Sistemas de gestao da qualidade especificos do setor - Requisitos para organizacoes de fornecimento de produtos e servicos» - Стандарт Бразилии;
  • API Spec Q1:2013 «Specification for quality programs for the petroleum, petrochemical and natural gas industry – 9-th edition» – Спецификации программ качества для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности – 9- я редакция. Стандарт США;
  • GSO ISO TS 29001:2012 «Petroleum, Petrochemical And Natural Gas Industries - Sector Specific Quality Management Systems - Requirements For Product And Service Supply Organizations» – Стандарт ближневосточных нефтедобывающих стран (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен).

Национальные стандарты являются аутентичным переводом международного стандарта ISO/TS 29001:2010. После публикации новой версии международного стандарта ISO 29001:2020 осуществляется их пересмотр национальными институтами по стандартизации.

В России действует стандарт ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007 «Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности» (по состоянию на 2020 год является действующим). Однако, Российский стандарт является аутентичным переводом первой редакции (редакция 2003 г.) международного стандарта ISO/TS 29001.

Некоторые крупные компании, работающие в нефтегазовой отрасли, разрабатывают свои стандарты системы менеджмента качества. Они предназначены для применения поставщиками продукции и услуг этих компаний.

Примерами стандартов могут служить стандарты Газпрома:

  • СТО «Газпром» 1.5–2012 «Система стандартизации ОАО «Газпром». Комплекс стандартов ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества. Основные положения»;
  • СТО «Газпром» 9000–2018 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
  • СТО «Газпром» 9001–2018 «Системы менеджмента качества. Требования»;
  • СТО «Газпром» 9011–2012 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по оценке систем менеджмента качества»;
  • СТО Газпром 9004–2007 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Часть I. Руководство по анализу видов и  последствий несоответствий при проектировании продукции и производственных процессов»;
  • СТО «Газпром» 9004–2007 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Часть II. Руководство по применению методов обработки и анализа данных»;
  • СТО «Газпром» 9004–2007 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Часть III. Руководство по планам качества»;
  • СТО «Газпром» 9004–2007 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Часть IV. Проектирование продукции с использованием методов структурирования функции качества»;
  • СТО «Газпром» 9004–2007 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Часть V. Рекомендации по самооценке соответствия СМК требованиям стандарта СТО ГАЗПРОМ 9001»;
  • СТО «Газпром» 9004–2007 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Часть VI. Рекомендации по применению методов экономического анализа эффективности процессов менеджмента качества».

Актуализировано 06.05.2020