Обучение бережливому производству

Бережливое производство стало широко принятым подходом по улучшению деятельности, который может значительно упростить процессы и повысить производительность работ. Успешное внедрение этого подхода не может состояться, если не провести обучение бережливому производству сотрудников компании.

Обучение бережливому производству отличается от 6 сигм, т.к. эти подходы имеют разные цели. Бережливое производство стремится повысить ценность продукта для потребителя, снизив затраты, а 6 сигм стремится снизить количество дефектов и отклонений. При этом и тот, и другой подход используют ряд одинаковых инструментов качества.

По своей структуре обучение бережливому производству является менее формализованным, чем 6 сигм. Это связано с разными принципами внедрения. Бережливое производство не требует определенных ролей и привязки к этим ролям набора компетенций (как в концепции 6 сигм). Поэтому, когда перед организацией встает вопрос о подготовке сотрудников, она может проводить обучение по потребности – решая конкретную производственную задачу.

Участники обучения бережливому производству

Чтобы провести обучение бережливому производству необходимо определиться со структурой рабочей группы.

Как правило, среди участников обучения бережливому производству можно выделить несколько ролей:

  • Руководство или спонсоры – это высшее руководство и владельцы компании, которые заинтересованы в повышении эффективности работы. Они должны быть лидерами процесса внедрения;
  • Управляющий комитет или заинтересованные стороны – члены высшего руководства, которые устанавливают цели совершенствования и отвечают за достижение результатов;
  • Руководитель рабочей группы – управляет работой исполнителей, занимающихся решением конкретной задачи;
  • Исполнители – сотрудники компании, занимающиеся совершенствованием деятельности на своих рабочих местах.

Формы обучения бережливому производству

Компании, проводящие обучение бережливому производству, как в России, так и за рубежом, предлагают несколько форм подготовки. Эти формы охватывают все «роли» участников рабочей группы и имеют разные цели и «направленность».

Основные формы, по которым проводится обучение бережливому производству:

  • краткосрочные курсы, тренинги и семинары;
  • кайдзен-туры;
  • комплексные корпоративные программы;
  • дистанционное и on-line обучение.

Краткосрочные курсы, тренинги, семинары, обычно проводят для сводных групп. Группу составляют слушатели различных организаций и предприятий. Обучение проводится по мере формирования группы. Такое обучение бережливому производству длится в среднем 2-3 дня. Основная цель – дать общие представления о концепции бережливого производства, познакомить с философией и принципами внедрения, рассказать об инструментах. Некоторые компании предлагают узкоспециализированные курсы, направленные на изучение инструментов бережливого производства и практики их применения.

Кайдзен-туры. Это форма, при которой обучение бережливому производству проводится на предприятиях успешно применяющих философию, принципы и инструменты бережливого производства. Длительность таких туров составляет 1-2 недели. За это время группа обучающихся посещает, как правило, несколько предприятий. В ходе тренинга даются теоретические сведения по бережливому производству и демонстрируется их применение на практике.

Комплексные корпоративные программы. В этом варианте разрабатывается программа под конкретное предприятие. Обучение включает в себя и общие теоретические сведения и применение инструментов бережливого производства. Иногда корпоративные программы могут включать кайдзен-туры. Длительность подготовки может составлять от нескольких дней до нескольких недель(зависит от количества обучающихся).

Дистанционное и on-line обучение – эта форма применяется для неограниченного количества обучающихся. Длительность зависит от программ. Как правило, набор программ довольно широкий. В большинстве случаев обучение проводится самостоятельно с минимальной поддержкой со стороны обучающей компании.

Выбор варианта обучения бережливому производству

Выбор варианта обучения бережливому производству во многом зависит от потребности и возможностей организации. В ситуации, когда компания только предполагает начать внедрение, рекомендуется провести обучение бережливому производству 1-2 человек из состава руководства. Обучение бережливому производству можно пройти на краткосрочных курсах, тренингах или семинарах. Оно даст общее представление о системе работы по принципам бережливого производства и поможет принять решение о внедрении.

Когда решение о внедрении принято, наилучшим вариантом первоначальной подготовки будет проведение кайдзен-тура. Обучение бережливому производству должны пройти члены управляющего комитета и руководитель рабочей группы. Это обучение очень важно с точки зрения мотивации и развития лидерских качеств у руководителей процесса внедрения.

После начала работ важно обучить персонал применению конкретных инструментов. Для этого могут подойти такие формы обучения бережливому производству как комплексные корпоративные программы и дистанционное или on-line обучение. Для офисных работников наиболее приемлемым может оказаться дистанционный вариант. Для персонала рабочих профессий более предпочтительным является вариант очного тренинга или семинара в рамках комплексной корпоративной программы.

Связь обучения бережливому производству и шесть сигм

Многие компании предлагают комплексное обучение бережливому производству и шесть сигм. Как правило, оно проводится в рамках подготовки желтых, зеленых и черных поясов по концепции 6 сигм. Наиболее значительный объем в этих программах занимает курс подготовки 6 сигм, а обучение бережливому производству дается на уровне принципов, концепции и основных инструментов. Такое объединение вполне оправдано, т.к. значительная часть конкретных инструментов по совершенствованию деятельности и в бережливом производстве, и в концепции 6 сигм совпадают.

Обучение бережливому производству и шесть сигм в рамках комплексной программы подготовки желтых, зеленых или черных поясов целесообразно только в том случае, если компания предполагает внедрять обе концепции – шесть сигм и бережливое производство. Если предполагается внедрение только бережливого производства, то обучение по комплексной программе можно рекомендовать руководителю рабочей группы. Подготовка других участников рабочих групп по внедрению бережливого производства на таких курсах может оказаться малоэффективной, т.к. большая часть полученных знаний останется невостребованной.