Менеджмент качества в автомобилестроении

Основным стандартом системы качества в автомобилестроении является международный стандарт IATF 16949:2016 (первая редакция). Он заменил собой ранее действовавший международный стандарт ISO/TS 16949 – «Quality management systems. Particular requirements for the application of ISO 9001:2008 for automotive production and relevant service part organizations» - Системы менеджмента качества. Специальные требования по применению ISO 9001:2008 в организациях производящих автомобильную продукцию и запасные части к ней.

Новый стандарт IATF 16949:2016 соответствует структуре и требованиям ISO 9001:2015, а также включает в себя специальные требования для автомобильной промышленности.

Стандарт IATF 16949 был разработан международной группой по автомобилестроению (International Automotive Task Force) в сотрудничестве с техническим комитетом ISO TC176. В состав этой группы входят представители автомобильных концернов (в частности, Ford, General Motors, Daimler, Chrysler, BMW, Fiat, Pigeon - Citroen, Renault, Volkswagen) и представители автомобильных ассоциаций (AIAG – США, VDA – Германия, SMMT – Великобритания, ANFIA – Италия, FIEV – Франция).

Первая версия стандарта была опубликована в 1999 году.

Стандарт гармонизировал и объединил в себе требования стандартов качества автомобильной промышленности стран-лидеров в этой отрасли:

  • QS9000 – американский стандарт качества в автомобильной отрасли, разработанный «большой тройкой» производителей автомобилей – General Motors, Chrysler и Ford. Также этот стандарт был адаптирован несколькими производителями грузовиков в США. Сертификация по этому стандарту прекратилась в 2006г. Совместно со стандартом QS 9000 применялся стандарт TE9000 - Quality System Requirements, Tooling and Equipment (Требования системы качества - оборудование и инструмент). Этот стандарт также был разработан представителями «большой тройки» и предназначался для применения поставщиками оборудования, инструмента, оснастки и приспособлений для автомобильной отрасли.
  • VDA 6.1 – немецкий стандарт качества, разработанный для поставщиков запасных частей и комплектующих в автомобильной отрасли. Кроме VDA 6.1 в Германии, для автомобильной отрасли были разработаны стандарты VDA 6.2 и VDA 6.4. VDA 6.2 - это стандарт качества для обслуживающих организаций – автодилеров, сервисных центров, тюнинговых компаний, изготовителей прототипов. VDA 6.4 - стандарт качества для поставщиков средств производства и оборудования – производителей оснастки, машин и производственного оборудования для автомобильной промышленности.
  • EAQF – французский стандарт качества для автомобильной промышленности. Этот стандарт был разработан и применялся компаниями Citroen, Peugeot, Renault и поставщиками этих компаний.
  • AVSQ – итальянский стандарт качества для автомобильной промышленности. Этот стандарт был разработан и применялся Итальянскими поставщиками и производителями в автомобильной промышленности – Fiat, Alfa Romeo, Innocenti, Lancia, Maserati и Ferrari.

Все эти стандарты были основаны на требованиях ISO 9001, однако они не копировали друг друга и имели некоторые отличия.

С момента принятия первой международной редакции стандарта (на тот момент стандарт имел обозначение ISO/TS 16949) производители автомобилей и поставщики комплектующих стали постепенно переходить с национальных стандартов на международный стандарт ISO/TS 16949. Действующая на сегодняшний день редакция стандарта IATF 16949:2016 является первой редакцией, которая поддерживается международной группой автопроизводителей (IATF). Ранее стандарт (ISO/TS 16949) поддерживался международной организацией по стандартизации (ISO).

Сертификация компаний, работающих в автомобильной отрасли, осуществляется на соответствие стандарту IATF 16949:2016.

Помимо самого стандарта в автомобильной промышленности применяются так называемые «техники качества» - это методы обеспечения качества, которые должны применять организации, если они внедряют требования стандарта IATF 16949:2016.

К «техникам качества» относятся:

  • APQP – Advanced Product Quality Planning and Control Plan (Перспективное планирование качества продукции и план управления);
  • FMEA - Potential Failure Mode and Effects Analysis (Анализ видов и последствий отказов );
  • MSA - Measurement Systems Analysis (Анализ измерительных систем);
  • PPAP - Production Part Approval Process (Процесс приемки комплектующих производства);
  • QSA - Quality System Assessment (Оценка системы качества );
  • SPC - Statistical Process Control (Статистическое управление процессом).

Изначально все указанные выше «техники качества» входили в систему обеспечивающих документов стандарта QS 9000.

В России для автомобильной промышленности приняты стандарты аналогичные международным:

  • ГОСТ Р 51814.1-2009 - Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части – аналог международного стандарта ISO/TS 16949:2009;
  • ГОСТ Р 51814.2-2001 - Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов – аналог «техники качества» FMEA;
  • ГОСТ Р 51814.3-2001 - Системы качества в автомобилестроении. Методы статистического управления процессами – аналог «техники качества» SPC;
  • ГОСТ Р 51814.4-2004 - Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Одобрение производства автомобильных компонентов – аналог «техники качества» PPAP;
  • ГОСТ Р 51814.5-2005 - Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Анализ измерительных и контрольных процессов – аналог «техники качества» MSA;
  • ГОСТ Р 51814.6-2005 - Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов – аналог «техники качества» APQP;
  • ГОСТ Р 51814.7-2005 - Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качества – аналог «техники качества» QSA.

По состоянию на май 2020 года все эти стандарты являются действующими.

Японская автомобильная ассоциация - Japanese Automobile Manufacturers Association (JAMA), присоединилась к разработке международного стандарта ISO/TS 16949 в 2002г. когда вышла вторая редакция этого стандарта. Поэтому японские автопроизводители (Toyota, Nissan, Honda и др.) начали признавать сертификацию поставщиков по стандарту ISO/TS 16949 только со второй редакции. Традиции качества японских автомобильных производителей гораздо более глубокие, чем в Европе и Америке, поэтому, несмотря на признание международного стандарта, японские автомобильные компании предъявляют к поставщикам дополнительные требования. Для японских компаний сертификация поставщиков по стандарту IATF 16949:2016 является только самым минимальным требованием. Дополнительные требования к поставщикам содержатся в стандартах этих компаний. Например, у Toyota они содержатся в Supplier Quality Assurance Manual (SQAM) – руководство гарантии качества поставщика.

Актуализировано 02.05.2020