Менеджмент качества в строительстве

Строительная отрасль имеет, наверное, столь же древнюю историю, как и сознательная история человечества. На протяжении всей истории важнейшим вопросом всегда был вопрос качества строительства. С появлением менеджмента качества возник и вопрос о качестве управления процессом строительства. В разных странах этот вопрос решался по-разному. Стандарты ISO серии 9000 создали базу для системы качества в строительстве. Тем не менее, единого международного стандарта, учитывающего особенности строительной отрасли пока нет.

В отдельных странах существуют национальные стандарты, созданные на основе ISO 9001, которые принимают во внимание специфику строительной индустрии:

  • HB 90.3(R2016) – «The Construction Industry – Guide to ISO 9001:2000» - Строительная индустрия – руководство по ISO 9001:2000 (Ревизия 2016 года). Стандарт Австралии, в котором для каждого из пунктов требований ISO 9001:2000 даются указания каким образом эти требования могут быть реализованы по отношению к отдельным предприятиям или проектам и к взаимоотношениям между участниками строительного процесса (инвесторами, заказчиками, поставщиками, строительными и проектными организациями, потребителями строительного процесса). В 2016 году стандарт был пересмотрен. Несмотря на выход новой версии ISO 9001:2015 содержание стандарта HB 90.3 осталось построенным на базе ISO 9001:2000.
  • IRAM 30100 – «Guia de interpretacion de la ISO 9001:2000 en la construccion» - Руководство по применению ISO 9001:2000 в строительстве. Стандарт Аргентины – в нем также за основу взяты требования ISO 9001:2000. Для каждого из требований приведены руководящие указания и примеры по реализации в строительных организациях.
  • ASQ E 2014 – «Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team» - Поясняющее руководство для команды проекта по проектированию и строительству. Стандарт США. Приводятся разъяснения, каким образом могут применяться требования ISO 9001:2000 при исполнении строительных проектов.
  • ASQ E 1364 «ISO 9001:2008 Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team» - ISO 9001:2008 Поясняющее руководство для команды проекта по проектированию и строительству. Стандарт США, аналогичный предыдущему. Отличия заключаются в том, что пояснения даются по применению версии стандарта ISO 9001:2008.

Помимо стандартов на основе ISO серии 9000 в некоторых странах существуют и другие системы управления качеством в строительстве:

  • «Quality Management System for the Construction Industry» - Система менеджмента качества для строительной индустрии. Разработан Норвежским исследовательским институтом по строительству (Norwegian Building Research Institute). Данный стандарт принят и действует в пяти странах северной Европы. В стандарте даются руководящие указания по представлению, структуре и содержанию системы качества для всех участников, вовлеченных в строительный процесс. Структура системы менеджмента качества в строительной индустрии подразделяется на три составляющие: общий сегмент, сегмент, связанный с процессами проекта и сегмент по исполнению и обеспечению строительства. Исходя из этого, строится система качества в отрасли – система качества строительной индустрии (общий сегмент) - система качества компании, участвующей в строительном процессе (сегмент по исполнению и обеспечению строительства) - план качества проекта (сегмент, связанный с процессами проекта). Для разработки и применения системы менеджмента качества стандарт устанавливает модель «пяти шагов» (шаг 1 – «Разработка и детализация программы качества», шаг 2 – «Инициация улучшений», шаг 3 – «Анализ применяемых методов работы», шаг 4 – «Разработка системы менеджмента качества», шаг 5 – «Интеграция и контроль применения системы менеджмента качества»). Требования стандарта включают 10 разделов, каждый из которых подразделяется на 10 подразделов. Требования этих разделов охватывают всех участников, вовлеченных в строительный процесс и все фазы строительного процесса. Каждый из участников строительного процесса может применять тот раздел стандарта, который связан с его деятельностью.
  • «Common minimum standards for the procurement of built environments in the public sector» - Единый минимум стандартов. Разработан и опубликован министерством государственной торговли Великобритании в 2005 г. Стандарт имеет статус «обязательного руководства» и должен применяться ко всем проектам, имеющим отношение к строительству. В этом документе приводится список норм, которые должна выполнять организация, принимающая участие в торгах по выполнению работ в строительном проекте. В документе приводятся основные нормы, нормы по программе и проекту закупок, нормы по безопасности и здоровью, нормы по проектированию, нормы по историческому наследию, нормы по устойчивому развитию (экономическому, экологическому и социальному).
  • «Total quality management» - Всеобщий менеджмент качества. Этот подход к управлению качеством используется японскими строительными фирмами, также как и другими японскими компаниями, занятыми в различных отраслях промышленности. Техники качества, применяемые в японских строительных компаниях, немного адаптированы к строительному процессу. Особенностью применения TQM в строительной индустрии Японии является более глубокое внимание к этапам планирования всех работ и проектированию строительных объектов.

Кроме того, стандарты системы качества в строительстве создаются ассоциациями строителей, например региональными или национальными. Стандарты этих ассоциаций могут играть роль национальных стандартов для членов ассоциаций.

Некоторые примеры таких стандартов приведены ниже:

  • «QDF» – стандарт немецкой ассоциации по качеству для строителей сборных сооружений (Qualitatsgemeinschaft Deutscher Fertigbau) Стандарт содержит четыре раздела – качество продуктов и процессов, качество обслуживания, защита здоровья и окружающей среды, дополнительные условия. Компании, которые внедрили этот стандарт и выполняют его требования после соответствующей проверки (независимые инспекторы по качеству проверяют производство, внутренние процедуры управления качеством и процедуры управления качеством на строительных площадках компании) получают знак качества QDF. Знак качества присваивается на один год. Через год для подтверждения знака качества компания обязана опять пройти проверку.
  • FTA-IT-90-5001-02.1 «Quality Assurance and Quality Control Guidelines» – Руководящие указания по обеспечению качества и контролю качества. Разработан Федеральным Агентством по перевозкам (Federal Transit Administration) США. Стандарт включает в себя четыре раздела. В первом разделе приводятся общие сведения по системе менеджмента качества, инструменты менеджмента качества, применяемые в строительных проектах, также в этом разделе указывается, каким образом должен применяться стандарт. Во втором разделе приводятся требования к составляющим системы менеджмента качества. Третий раздел содержит требования и описание организации системы менеджмента качества. В четвертом указаны сведения по разработке плана качества проекта.
  • «CM Standards of Practice» – СМ стандарты из практики. Разработан Американской ассоциацией управления строительством (Construction Management Association of America). Стандарт представляет собой свод правил по управлению строительными проектами и включает в себя следующие разделы – управление проектом, администрирование контрактами, управление стоимостью, управление безопасностью и рисками, управление качеством, стоимостной анализ, управление сроками.

Актуализировано 06.05.2020