Руководство по качеству

Новая версия стандарта ИСО 9001:2015 исключила необходимость обязательного применения руководства по качеству. Все сведения, связанные с системой качества, организация может представить с помощью различных видов документированной информации. Организация по своему усмотрению определяет вид и состав информации для представления системы качества. Тем не менее, многие организации продолжают применять руководство по качеству, т.к. этот документ дает возможность систематизировать все аспекты работы системы качества.

Руководство по качеству является связующим звеном между политикой, целями в области качества, процессами организации и результатами деятельности. Структура руководства по качеству может быть любой. Важно, чтобы руководство по качеству содержало основные сведения по системе менеджмента качества.

Этот документ может включать сведения о том, как устроена система качества, какова ее область деятельности, из каких элементов она состоит и что необходимо делать сотрудникам, чтобы правильно выполнять свою работу.

Если необходимо представить, как организация выполняет требования стандарта ИСО 9001:2015, то структура руководства по качеству может повторять разделы стандарта. В этом случае структура руководства по качеству может быть следующей:

  • Раздел 1 Введение. Здесь дается краткое описание организации, виды деятельности и направления работы, общая организационная структура предприятия.
  • Раздел 2 Политика в области качества организации. Политика в области качества организации может иметь закрытую и открытую часть. Как правило, открытая часть политики качества – это лозунги и декларации, которые говорят о нацеленности организации на повышение качества своей работы. Эта часть политики доступна для всеобщего ознакомления, как сотрудниками организации, так и внешними по отношению к организации людьми. Закрытая часть политики может содержать стратегии и цели, которые организация будет достигать, чтобы соответствовать декларациям и лозунгам, указанным в открытой части политики.

Открытая часть политики качества оформляется отдельным документом и «вывешивается» на всеобщее обозрение, а закрытая часть указывается в руководстве по качеству.

Размещение политики в области качества в составе руководства по качеству определяется вопросами целесообразности. В соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2015 политика в области качества должна регулярно пересматриваться. Если периоды пересмотра политики в области качества совпадают с периодами пересмотра руководства по качеству, то размещение текста политики в области качества в составе Руководства по качеству будет целесообразным. Если же нет, то такое размещение вызовет дополнительные трудности.

  • Раздел 3 Термины и определения – содержит определения терминов и сокращений, используемых в руководстве по качеству.
  • Раздел 4 Среда организации. В этом разделе представляются основные условия работы организации и ее системы менеджмента качества:

- внешние и внутренние факторы, влияющие на работу;

- состав заинтересованных сторон (государственные структуры, организации, сообщества, люди, на которых оказывает влияние система качества и/или которые могут повлиять на систему качества);

- область распространения системы качества;

- состав и описание процессов организации.

  • Раздел 5 Лидерство. Здесь приводятся сведения по ответственности руководства за разработку, внедрение и работу системы качества. Ответственность руководства связана с общим управлением системой качества. Поэтому в этом разделе освещаются вопросы по:

- стратегическому развитию системы качества (за счет разработки и актуализации политики в области качества);

- учету интересов потребителей (заказчиков) и заинтересованных сторон организации;

- принципам распределения ответственности и полномочий между персоналом за различные аспекты деятельности системы качества и организации в целом.

  • Раздел 6 Планирование. Этот раздел руководства по качеству должен представлять вопросы стратегического планирования системы качества. Планирование включает разработку целей по качеству с учетом рисков и возможностей, которые могут повлиять на достижение этих целей.
  • Раздел 7 Средства обеспечения – раздел представляет виды ресурсов, которые организация задействует при разработке и функционировании системы качества, а также реализацию требований стандарта по управлению этими ресурсами. Ресурсы, задействованные в системе качества, должны включать: персонал, инфраструктуру, производственную среду, знания организации, документированную информацию и пр.
  • Раздел 8 Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг. В данном разделе указывается, каким образом организация реализует требования по управлению процессами жизненного цикла продукции или услуг. Если организация определила для себя какие-либо исключения из требований стандарта, то описание причин исключения требований может указываться в этом разделе.
  • Раздел 9 Оценка результатов деятельности. В данном разделе руководства по качеству приводится описание, каким образом организация осуществляет измерение и мониторинг продукции, процессов и системы качества, а также анализ данных системы качества.
  • Раздел 10 Улучшение. Этот раздел представляет правила управления несоответствиями в системе качества, порядок проведения корректирующих мероприятий и улучшений в системе качества.

Распространенной ошибкой организаций при разработке руководства по качеству является формальный подход к его разработке. Организация переписывает текст стандарта, заменяя долженствование – «организация должна», на - «организация осуществляет», и далее все точь-в-точь, как в тексте стандарта. Следует подчеркнуть – руководство по качеству должно содержать не видоизмененный текст требований стандарта, а указание, каким образом эти требования реализованы.

Форма руководства по качеству

Форма руководства по качеству в зависимости от масштабов организации и сложности процессов может быть представлена следующим образом:

Формы руководства по качеству

 

  • компиляция документированных процедур системы качества.

Такая форма представления является удобной для малых организаций, т.к. количество процессов не велико. Реализация требований стандарта упрощена, поэтому создание большого количества документов является излишним. Организация включает все документированные процедуры системы качества в текст руководства по качеству. Объем этого документа будет незначительным. Это избавляет организацию от излишнего документооборота и дает возможность сотрудникам организации легко и быстро посмотреть, как необходимо выполнять работы по системе качества. Как правило, руководство по качеству легкодоступно каждому сотруднику организации и находится на его рабочем месте.

  • ссылки на документированные процедуры.

При такой форме руководства по качеству по каждому требованию стандарта указывается ссылка на процедуру системы качества, в которой определено, как реализуется требование стандарта. Эта форма наиболее подходит для крупных организаций. Руководство по качеству становится указателем, осуществляющим взаимосвязь процедур системы качества. Процедуры системы качества являются отдельными документами по каждому требованию или группе требований стандарта ИСО 9001:2015.

  • единый документ с адаптированными приложениями.

При таком варианте руководство по качеству представляет собой среднее между первым и вторым вариантами. Часть процедур системы качества описывается в тексте руководства, а другая часть представлена в виде ссылок на отдельные документы. Эти документы могут оформляться приложениями к руководству по качеству. Этот вариант используется для средних по численности организаций.

  • многоуровневое руководство.

Этот вариант используется, когда организация осуществляет несколько видов деятельности существенно отличающихся один от другого. Наиболее частое применение такого варианта можно встретить в холдинговых структурах. По каждому виду деятельности разрабатывается отдельное руководство по качеству, и все эти руководства объединены посредством ссылок в руководство по качеству организации в целом.

Руководство по качеству. Пример

Данный пример руководства по качеству разработан на основании требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Он содержит описание реализации всех требований данного стандарта, включая требования по риск-ориентированному мышлению. Структура руководства по качеству повторяет структуру стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015). Пример руководства по качеству представляет, каким образом организация выполняет эти требования.

Руководство по качеству подходит для применения организациями различных видов деятельности и с различной численностью персонала.

Документ включает в себя 31 страницу.

Формат документа - pdf.

Актуализировано 11.04.2023